МОУ «Лицей №53»
город Саратов
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление. Это спосотность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.
    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
      • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
      • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
      • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
        Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Мониторинг функциональной грамотности

    В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

    Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

    Внешние исследования функциональной грамотности

    Исследование Что проверяет Какие классы Когда проходит
    TIMSS Качество математического и естественно-научного образования 4-е и 8-е Раз в четыре года
    PIRLS Качество чтения и понимания текста 4-е Раз в пять лет
    PISA Все виды грамотности 15-летние школьники Раз в три года
    Оценка качества образования по модели PISA Качество математического и естественно-научного образования 8-е и 9-е Раз в четыре года

    В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.

    Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
     
    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся.

    Информационные материалы по функциональной грамотности

    Нормативные документы

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    • Приказ от 18.10.2024 № 516 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Саратов», на 2024/2025 учебный год»

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЛИЦЕЯ

    Информационные ресурсы

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности

    ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    Рекомендуемые электронные ресурсы

    Полезные ресурсы

    Мероприятия

    Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности.
    22 января 2025, 14:42

    Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности пройдёт с 27 января по 7 февраля 2025г. К участию приглашаются обучающиеся 2–10 классов.
    Основы финансовой грамотности для школьников.
    24 ноября 2023, 19:22

    24 ноября к.ю.н., доцент кафедры финансового права СГЮА Островская Наталия Борисовна провела две лекции в МОУ «Лицей №53» на тему «Финансовые пирамиды нашего времени»
    Уроки финансовой грамотности.
    15 ноября 2023, 13:59

    Учащиеся Лицея 53 являются активными участниками мероприятий, посвященных финансовому образованию и воспитанию
    Вебинар по функциональной грамотности.
    31 марта 2023, 13:20

    30 марта на базе МОУ «Лицей №53» состоялся городской вебинар «Формирование функциональной грамотности учащихся как средство повышения качества образования».
    Школа молодого педагога.
    30 марта 2023, 11:27

    30 марта в Лицее 53 состоялось очередное заседание «Школы молодого педагога».
    Методический семинар в СОИРО.
    21 февраля 2023, 14:45

    21 февраля в ГАУ ДПО «СОИРО» прошел областной методический семинар по теме: "Функциональная грамотность младших школьников: формирование интегративных и предметных компонентов на уроках окружающего мира".
    Опрос по функциональной грамотности.
    20 февраля 2023, 16:23

    Уважаемые родители учащихся 2-8-х классов! Просим пройти анонимный опрос по вопросу важности формирования функциональной грамотности обучающихся.
    Региональный Фестиваль финансовой грамотности.
    23 декабря 2022, 18:03

    Учитель истории и обществознания МОУ «Лицей №53» Белоусова Анастасия Сергеевна приняла участие в Региональном Фестивале финансовой грамотности на базе ГАУ ДПО «СОИРО»
    Метапредметные дни.
    12 декабря 2022, 11:51

    С 28 ноября по 9 декабря 2022 года, в рамках работы по формированию функциональной грамотности учащихся, в Лицее 53 проведены метапредметные дни
    Онлайн-уроки по Финансовой грамотности.
    06 декабря 2022, 10:36

    6 декабря учащиеся 7 «А» класса Лицея 53 в очередной раз приняли участие в онлайн-уроке по Финансовой грамотности: «Всё о будущей пенсии: для учёбы и жизни».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie